Форматы общения какие бывают

Форматы общения какие бывают

Как важно держать планку отношений при общении между людьми (неважно, это деловые, дружеские или любовные отношения). Формат отношений — это требование к стилю поведения в отношениях (качеству отношений). Более точное определение: это поведение уместное и желательное для того типа отношений, на который люди изначально согласились. На работе, с деловыми партнерами — будет один тип взаимоотношений, с приятелями — другой, с любимым человеком — третий.

Рассмотрим установление формата во взаимоотношениях мужчины и женщины. Как правило, формат будущих отношений определяет женщина, так как она откликается на предложение мужчины о знакомстве (фора здесь у женщины), соглашаясь или не соглашаясь на предложение мужчины, озвучивая свой формат.

Никого не удивлю, если скажу, что основной формат, который предлагается большинством мужчин является "секс без обязательств". Быть ли этому? Зависит от того, какой формат устраивает женщину. Если устраивает, то все в порядке. Однако, большинство женщин все таки стремятся к серьезным отношениям, к созданию семьи, браку. (Ну да, такое вот, гендерное несовпадение в целях.) :))

Для женщин очень важно в начале отношений озвучивать свои стандарты: какие отношения для нее приемлемы и желательны. Почему так? Потому, что изменить установившийся формат будет практически невозможно. Переформатирование любых отношений происходит с трудом и воспринимается партнером как необоснованное ("тебя же все устраивало!"), либо как временное ("у тебя наверно настроение плохое"), или несерьезное, как каприз.

Отсюда вытекает правило №1: Формат отношений устанавливается сразу (при условии заинтересованности в отношених с вами).

Например, женщина может сказать: "Я ищу серьезные и продолжительные отношения, поскольку собираюсь завести семью и ребенка. Если создание семьи не входит в твои планы, давай не тратить ни мое, ни твое время. Если входит, то давай попробуем. Если нам будет хорошо, мы через некоторое время сможем создать семью".

Возможно, многим покажется это высказывание слишком категоричным и по-мужски прямолинейным, но, поймите (женщины), что лукавство здесь неуместно и приведет к потере времени и фрустрации об очередного "козла".

Когда формат установлен, в дальнейшем только остается его поддерживать. Почему надо поддерживать, а не к примеру, оставить все на самотек? Тут влияент принцип энтропии: все в этом мире стремится если не к развитию, то к распаду и разрушению. Поэтому, несоблюдение формата приводит со временем к деградации, качественному ухудшению отношений. Под несоблюдением формата подразумевается как поведение человека, который нарушает правила: например, грубит, обманывает, ведет себя эгоистично или в общем недостойно, так и того человека, который этому поведению попустительствует, т.е. по факту поощряет. Допустим человек курит и это плохо, но это его личная проблема, а вот если он дымит вам в лицо — это проявление неуважения к вам, недостойное поведение и вы не должны с этим мириться.

Отсюда вытекает правило №2: Ответственность за соблюдение формата лежит на обоих партнерах по общению.

Поэтому, реагировать на несоблюдение формата партнером надо сразу же, как произошла ситуация, так как его поведение затрагивает (могут пострадать) ваши личные границы, интересы или чувство самоуважения. Если не остановить, то партнер будет рядом с вами и дальше "расслабляться" и деградировать как личность. Начать лучше с описания ситуации, которая задела, в чем вы видите нарушение формата: "ты куришь. ", далее сказать о своих чувствах по этому поводу: "жаль, не люблю табачный дым" и выразить свою просьбу — инструкцию: "кури пожалуйста в курилке, на балконе, на улице". Если вы значимы для партнера, то он конечно постарается изменить свое поведение.

Возвращаясь к п.1 можно заметить, что беспроблемное переформатирование в отношениях возможно на этапе ухаживания, когда мужчина сильно влюблен в женщину (конфетно-букетный период) и готов менять свое поведение под стандарты любимой женщины, да и женщина тоже идет навстречу. То есть самый высокий формат задается на гормональном пике у мужчины (до первого секса), так как он в это время более заинтересован в отношениях (а вот у женщин все с точностью до наоборот — влюбленность и заинтересованность в отношениях усиливается после секса). Далее отношения (со стороны мужчины) в качественном отношении не растут, поэтому женщине нужно установить экологичный для нее формат ДО того как случится секс. Переформатировать этот формат возможно, если только ваша значимость для мужчины не снизилась в процессе отношений: не возникло привыкание, (не дай бог) пресыщение, разочарование и т.п.

Поскольку люди в процессе отношений вырабатывают совместные решения и ценности, хорошим навыком является умение договариваться. При отсутствии у вас внятной позиции по какому-то вопросу (своих ценностей), а также своих целей и желаний, предполагает, что приоритетными окажутся ценности, цели и желания партнера. Он будет ведущим, а вы, в свою очередь — ведомой. Ценности эти (по умолчанию) окажутся такими, какие были приняты в семье вашего партнера (например, как мужчина должен относится к женщине), а вам это может не понравится. Иногда это даже на пользу, если в вашей родительской семье не было гармонии или вы хотите поменять модель семьи или роли в семье. Но если у вас высокий уровень культуры, нравственности, это значит, что лидером в отношениях должны быть вы. И формат отношений должны устанавливать тоже вы. Руководить отношениями должен, кто более развит, лучше адаптирован к жизни, то есть более компетентен в сфере отношений. Если это не так, то отношения деградируют, и в конечном итоге, распадутся.

Читайте также:  Можно ли мыться хозяйственным мылом каждый день

Отсюда вытекает правило №3: Формат отношений устанавливает тот, кто более компетентен в сфере отношений.

Думаю эти три правила, которые стоит соблюдать при создании и в процессе любовных взаимоотношений, семьи вполне оправданно использовать и во всех прочих видах отношений между людьми (деловые, дружеские и т.д.).

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти. Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого. В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека.
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или голосовые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

В зависимости от времени

Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.

  • Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
  • Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

  • Вербальное – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
  • Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
  • Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
  • Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
  • Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.
Читайте также:  Летние хлопковые платья

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

  • Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.

  • Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

  • Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
  1. Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
  2. Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
  3. Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
  4. Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
  5. Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Подводя итоги

Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.

В течение жизни человек вступает в разнообразные отношения. Он обращается к другому человеку с целью получить желаемое, учит и учится сам (имеется в виду не только систематическое обучение, но и наставление, передача опыта), делится радостью, когда всё прекрасно, ищет сочувствия, если случилась беда.

В этих и других случаях имеет место общение – взаимодействие двух и более индивидов, обменивающихся информацией. Психологи выделяют следующие виды общения и их классификацию.

Виды общения по содержанию

В зависимости от того, чем именно обмениваются люди, выделяют:

  • материальное;
  • когнитивное;
  • кондиционное;
  • мотивационное;
  • деятельностное и
  • конвенциональное общение.

При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, например, в магазине. Когнитивное общение – это обмен знаниями. К нему прибегают учителя, воспитатели, лекторы, преподаватели кафедры, коллеги в научной лаборатории, инженеры на предприятии, сотрудники в офисе и т. д. Поскольку люди выполняют совместную работу, этот вид общения реализуется в сочетании с деятельностным (разговоры по поводу совместной деятельности во время её выполнения).

Кондиционное общение имеет целью изменить психическое состояние собеседника: утешить плачущую подругу, привести в боевую готовность спортсмена и т. д. В основе мотивационного общения – побуждение к тому или иному действию, формирование потребностей, установок: ребёнок хочет играть, а мама убеждает его сесть за уроки. Конвенциональное общение призвано готовить к предстоящей деятельности (церемонии, ритуалы, нормы и правила этикета).

Читайте также:  Цвет лака для светлой кожи

Виды общения по целям

С целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.

Цели социального общения – установление контактов с другими людьми и собственный личностный рост. Кроме общих, существуют частные цели, коих ровно столько, сколько потребностей у каждого жителя Земли.

Виды общения по средствам

В зависимости от применяемых средств обмен информацией бывает:

  • непосредственным;
  • опосредованным;
  • прямым;
  • косвенным.

Непосредственное общение происходит с помощью органов, которые даны человеку природой: голосовые связки, руки, туловище, голова. Если для передачи информации используются объекты природы (палки, камни, следы на земле) и достижения цивилизации (письменность, теле- и радиовещание, электронная почта, скайп, социальные сети), – это опосредованное взаимодействие. К нему прибегают, чтобы поговорить с родными, близкими, коллегами, друзьями, которых нет рядом. Природные объекты помогали первобытным людям успешно охотиться и заниматься другими жизненно важными делами.

При прямом общении индивиды контактируют лично. Это может быть разговор, объятия, рукопожатие, научиться говорить перед людьми, ссора. Участники события видят друг друга без технических средств и сразу реагируют на высказывания, действия собеседника. Косвенное общение – это донесение информации через посредника (дипломата, адвоката и т. д.).

Виды общения по времени

Общение бывает кратковременным и долговременным. Кратковременное занимает от нескольких минут до пары часов. В процессе долговременного взаимодействия участники обсуждают способы решения предстоящих задач, а также самовыражаются, пытаются лучше узнать друг друга, укрепляют деловые или дружеские отношения, проверяют себя и партнёра на совместимость.

Другие виды общения

Кроме перечисленных видов, общение бывает:

  • деловое;
  • личностное;
  • инструментальное;
  • целевое;
  • вербальное;
  • невербальное;
  • формально-ролевое;
  • манипулятивное.

Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.

Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.

Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).

При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).

Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами. Вид общения в зависимости от статуса и роли получил название формально-ролевого.

Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.

Педагогическое общение


Без общения невозможно эффективное воспитание и обучение детей. Под педагогическим общением подразумевается взаимодействие педагога и обучающегося, которое способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе и разностороннему развитию личности.

Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:

  • на основе увлечённости совместным делом;
  • на основе дружеского расположения;
  • диалог;
  • дистанцирование;
  • устрашение;
  • заигрывание.

Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.

Обмен информацией в жизни

Перечисленные виды и стили общения редко встречаются в «чистом виде». Так, секретарь-референт женского пола, беседуя с директором предприятия, использует когнитивное, инструментальное, деловое, непосредственное, формально-ролевое, вербальное общение. Разговаривая по телефону с подругой, применяет опосредованное, вербальное, личностное общение. Уйдя в отпуск по уходу за ребёнком, практикует биологическое, целевое, вербальное и невербальное взаимодействие. Все виды общения необходимы для формирования человеческой психики, освоение индивидом культурных норм и особенностей поведения в обществе, становления разумной, высоконравственной, физически и психологически здоровой личности.

Ссылка на основную публикацию
Фартук бармена выкройка
Посещая в заведение общепита, посетители оценивают его по интерьеру, обходительности персонала и, несомненно, обращают внимание на их форму. Иногда она...
Украшение больших помещений к новому году
Ознакомьтесь с современными, простыми и шикарными дизайнерскими идеями того, как украсить комнату в доме или квартире на Новый год 2019...
Украсить платье блестками
Первый прототип пайетки, который представлял собой тонкую металлическую пластину, использовался человеком более 4, 5 лет назад. Пайетки делали как из...
Ушить джинсы по боковым швам своими руками
Как ушить джинсы, а идти в ателье не хочется? На помощь придут мастер-классы по уменьшению изделия на один или несколько...
Adblock detector