Эти фотографии сделаны в конце 19-го века и в настоящее время хранятся в коллекции Российского этнографического музея. В них запечатлены женщины в традиционных костюмах из разных регионов Российской империи. И хотя в снимках можно заметить много региональных различий, есть в нарядах два схожих базовых элемента – сарафан и кокошник.
Сарафан – платье без рукавов с высокой талией, раскошенное, со швом спереди или на пуговицах. Под него надевается сорочка. Сарафаны могли быть «буденные» или праздничные, с богатой отделкой, кружевами, лентами или золотой тесьмой. Иногда сарафан подпоясывали или носили поверх него вышитый передник. На сарафан также могли надеть короткий кафтан.
Кокошник – головной убор, который носили замужние женщины. Название пошло от древнерусского «кокошь», что означает курица-наседка. Девицы надевали головной убор, очень похожий на кокошник, но открытый сзади под названием «перевязка». Ещё был повойник в виде полностью закрывающей волосы шапочки и праздничный головной убор кичка.
Кокошники бывали довольно экстравагантны, даже если их носили деревенские жительницы. Их могли шить из золотой парчи, дамаска или бархата, с золотой вышивкой, как правило, с растительными и цветочными орнаментами. Иногда их украшали натуральным жемчугом и драгоценными камнями.
Архангельская губерния.
Костромская губерния.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Правление Петра I ознаменовало себя в истории России расширением границ, созданием русского флота и утратой многих вековых традиций. В частности, ушла в небытие традиция носить боярский русский костюм. И только в среде простых людей традиционные русские наряды сохранятся до начала XX века. В нашем обзоре 25 старинных фотографий коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея, на которых запечатлены русские красавицы дореволюционной России в национальных костюмах.
Коллекция Шабельских является не только уникальным источником по изучения истории русского костюма, но и настоящим культурным и художественным достоянием. Создавалась она с целью фиксации костюмов разных российских губерний и стала настоящим феноменом в истории отечественной фотографии.
Все фотографии, вошедшие в коллекцию, отличает удивительная выразительность в передаче образа русской женщины. Студийные фото выполнены на качественной бумаге, а сами модели чудесным образом подходят к костюмам, которые представляют.
А теперь немного о русском народном костюме. Он представлял собой целостный художественный ансамбль, в котором гармонично сочетались предметы одежды, украшения, головной убор, обувь и причёска.
Основные ткани, использовавшиеся для крестьянской одежды — шерсть простого полотняного переплетения и домотканый холст. Более богатые слои с середины XIX века могли позволить себе фабричный шелк, атлас, парчу с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Рубаха – обязательная часть женского костюма. Называлась она «стан» и могла доходить до подола сарафана. Был даже специальный фасон женской рубахи для кормления младенцев — со сборенными рукавами. Женские рубахи были праздничные, будничные, свадебные, покосные, ворожбенные и похоронные. Шили их из холста, льна, конопли, пеньки и шерсти. Среди элементов украшения рубах использовались такие образы как кони, птицы, ланки, древо жизни и растительные узоры. Считалось, что рубаха красного цвета оберегает от несчастий и злых духов.
Сарафан – главный элемент женского русского традиционного костюма. Различия в крое сарафанов и в цвете в разных губерниях России были очень заметны. Русский сарафан носили и как праздничную, и как повседневную одежду. У девушки на выданье в приданном обязательно должен был иметься десяток сарафанов различной расцветки.
Интересный факт! В XIV веке сарафан носили великие московские князья и воеводы, и только лишь в XVII веке он стал принадлежностью только женского гардероба.
Сарафан подчёркивал общественное положение хозяйки: зажиточные сословия шили богатые сарафаны из бархата, шелка и других дорогих тканей, привезённых из Турции, Персии, Италии. Украшали такие сарафаны кружевами, вышивкой и тесьмой. По сарафану можно было узнать и о социальном статусе женщины – замужем она или нет.
Кокошник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Его украшали бисером, бусами, позументом, жемчугом, а у богатого сословия и драгоценными камнями. Кокошник носили только замужние женщины, а девушки носили головной убор, который назывался сорока – косынка с хвостом и двумя «крыльями», этакая старинная бандана.
В разных российских губерниях характерные черты кокошника были различны. Так, в Владимирской, Костромской, Псковской, Нижегородской, Саратовской губерниях по форме кокошник напоминал стрелу. В Симбирской носили кокошник-полумесяц. А ещё были кокуй, златоглав, каблучок, наклон, рогачка.
Кокошник был своего рода оберегом и большой семейной ценностью, которая передавалась по наследству.
Красавицы на фото из коллекции Шабельских доносят до современного человека богатство и величие наших предков.
Заглянуть в прошлое всегда интересно, особенно, если о нём рассказывают очевидцы. Художники, создавшие 33 рисунка о жизни в России 1872 года , рисовали то, что видели собственными глазами, и это делает рисунки особо ценными и интересными.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
После правления Петра I Россия приобрела флот и расширила свои границы, но во многом потеряла свои традиции, наследие предков и утратила традицию носить русский боярский костюм. Лишь в среде простых людей традиционные русские наряды сохранятся до начала XX века.
После развала СССР появилось много свобод, которые не принесли возрождения русских традиций и национального самосознания, а напротив, наполнили сознание российского населения ценностями и образами из американской культуры. Милитта желает восполнить эту потерю и в силу своих возможностей напоминает читателям о великой русской истории и традициях.
Сегодня мы продолжим вспоминать наряды и образы русских красавиц дореволюционной России, но уже не в иллюстрациях и картинах художников, а в фотографиях. Представленные ниже фото взяты из коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея.
Коллекция Шабельских — уникальный источник не только по изучению истории русского костюма — она является редкой по своей художественной и научной значимости. Создававшаяся, прежде всего, с целью фиксации костюмов различных губерний, которые демонстрировали модели, она стала абсолютно самостоятельным феноменом в истории русской фотографии. Альбуминовые и сделанные на качественных бумагах студийные фотографии отличает прекрасная выразительность в передаче образа русской женщины, а все модели удивительно подходят представляемым костюмам.
Фотографии из коллекции Шабельских доносят до нас образы русских красавиц в традиционных костюмах и наглядно показывают богатство и величие наших предков, а вовсе не убогую рабскую сущность, в которой нас желают убедить так называемые «цивилизованные люди»!