Хушпу своими руками

Хушпу своими руками

Усанова Светлана
Тухья. Мастер-класс

ТУХЪЯ, тухья – девичий головной убор, полусферическая шапочка, сшитая из 1–2 слоёв плотного холста, украшенная бисерным узором и монетами.Характерные особенности: округлая основа из холста, преобладание в декоре бисерного шитья, солярный знак на вершине, полоса геометрического орнамента по окружности головы.

В декоре преобладало яркое бисерное шитьё красного или зелёного цвета, основной цвет оттенялся небольшим количеством контрастного по цвету и тону бисера. К кромке шапочки подшивали раковины каури либо серебряные 5- или 10-копеечные монеты. Лобная часть часто украшалась крупными серебряными рублями.

По бокам шапочки свисало несколько бисерных подвесок (ярапа) с монетками. Застёгивалась кожаным ремешком, на который также нашивались крупные серебряные монеты.

У средненизовых чувашей центральной части Чувашии Тухья имела форму округлой шапочки, украшенной главным образом монетами, увенчанной характерным невысоким конусом из серебра, олова или свинца.

Тухья надевалась на голову довольно низко, почти до бровей. Считалась обязательным головным убором девушек, главным образом праздничным и выходным. Её носили с 12–14 лет вплоть до свадебной церемонии, после замужества оставляли по наследству младшим сёстрам.

Стилизованные формы Тухьи, украшенные ярким бисером, металлическими жетонами и монетами, широко используются в современной национальной культуре модельерами, художниками сцены, народными мастерами.

Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению тухьи для пополнения уголка родного края.Для этого нам потребуются: шапочка,у меня вязанная крючком; фольга; картон; нитки; иголка; бусины; ножницы; кусочек красного фетра.

Вырезаем из картона кружки диаметром 1,5-2 см; из фольги нарезаем полоски шириной 2-3см,длиной 5-6 см. ; оборачиваем кружки фольгой сглаживая все неровности, чтобы получились монетки, затем пришиваем наши монетки к шапочке наслоением, к макушке пришиваем или приклеиваем конус из фетра, по бокам пришиваем нанизанные на нитку бусины. Тухья готова.

Мастер-класс «Ангел» Мастер класс «Ангел». Украшение к Рождеству «Ангел» из ватных дисков поэтапно. Изготовление украшение к Рождеству. Мастер-класс с пошаговым.

Мастер-класс «Ангелочек» Для выполнения данной работы нам понадобится: вата, ткань "вуаль" 12 см. на 12 см., ткань любая 20 см. на 20 см., упаковочная плотная.

Мастер-класс «Бабочки» На лесной полянке чудо — на цветочках бантики, это бабочки расселись как цветные фантики. Г. Ряскина Задачи: — развитие мелкой моторики.

Мастер-класс «Фонарик» Здравствуйте! Хочу представить вам как сделать фонарик своими руками, использовались фонарики для танца гномиков во 2 младшей группе Используемый.

«Граттаж». Мастер-класс Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все. Это огромная.

Мастер-класс по пластилинографии Мастер класс по пластилинографии. Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается.

Мастер-класс по самомассажу План проведения мастеркласса для педагогов и родителейпо самомассажу 1. Вступительное слово. Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы.

Мастер-класс по сказкотерапии Цель: развитие внимания, взаимодействия младших школьников через психологическую сказку Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Сказку.

Читайте также:  Все инструменты для маникюра и наращивания ногтей

«Снегирь». Мастер-класс Цель: создание аппликации из бумажных комочков. Задачи: Учить детей передавать в аппликации образ снегиря. -Развивать мелкую моторику,.

Мастер-класс «Свинка» Мастер-класс "Свинка" Автор:Фурман Яна Игоревна Добрый вечер дорогие друзья! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс к наступающему Новому.

Интересно о Чувашском запись закреплена

Чувашские прически и головные уборы.

Если у большинства народов старинные женские прически очень похожи (это обычно косы), то мужские отличаются разнообразием. Мужчины могли отрезать и распускать волосы по плечам или заплетать их в косы, завязывать в хвосты, пучки и т. п.
У чувашских мужчин в древности был обычай обривать голову, и это оправдано, так как обычно чувашский мужчина не ходил без головного убора. По другим традициям, на голове оставляли длинную прядь волос, ее могли заплетать в косу. Точно такую же прическу носили мужчины украинцы и знать древних варягов. В более поздний период часто встречалась стрижка «в кружок».

Лет с 30 мужчина начинал опускать бороду. Обычай покрывать голову шапками отмечался еще у булгар, подобные шапки описывал путешественник Ибн Фадлан, посетивший Булгар в X веке.
У чувашей головной убор был обязателен и для мужчин, и для женщин, как зимой, так и летом.
Чувашские мужские головные уборы подразделяются на летние и зимние. Летние головные уборы — шляпы (ялкас) изготавливались из войлока белого или черного цвета, имели вид цилиндра с плоским или закругленным верхом и небольшими, загнутыми вверх полями. Низовые чуваши степной подгруппы носили черные шляпы с широкими полями, загибавшимися вверх. Зимние шапки (çĕлĕк) шили в виде папахи из кожи, меха с черным или серым суконным верхом.
В древности мужчины чуваши носили высокие шапки с меховой опушкой, отделанные серебряными и золотыми украшениями, драгоценными камнями.

Издавна девушки заплетали одну косу, украшали ее лентами, монетками, бусами. Часто конец косы прикрепляли к поясу, и девушка волей-неволей была вынуждена держать спину прямо, не сутулиться. Если девушка могла позволить себе появиться с непокрытой головой, то для замужних женщин это чаще всего было недозволительно.
Женщины делили волосы прямым пробором и заплетали в две косы. Замужние женщины верховых чувашей могли не прикрывать волосы полностью. В центральной части Чувашии закрывали виски и затылок, надо лбом крепили короткий и узкий масмак.

Голова замужней женщины Средненизовых чувашей должна была полностью быть покрытой сурпаном, масмак располагался не на темени, а на лбу широкой полосой.
Замужние низовые чувашки также полностью закрывали сурпаном голову, шею и спину. По обычаю, сурпан нужно было повязывать ранним утром, даже на выгон скота, иначе женщина считалась неодетой.

Все женские чувашские головные уборы можно разделить на два типа: шапки и покрывала. К типу «шапки» относятся хушпу — женский головной убор, тухья — девичий головной убор и зимние шапки.
К головным уборам типа «покрывала» относятся: сурпан, масмак, пуç тутри, чалма, пĕркенчĕк (покрывало невесты).

Читайте также:  Связать свитер крупной вязкой спицами женский схемы

Остов тухья и хушпу изготавливался из кожи или плотной ткани. На него нашивались бисер, бусы и монеты. В древности булгарочувашские мастера специально изготавливали украшения из золота, серебра, бронзы. В XVII веке для чувашей, марийцев и удмуртов был введен запрет на изготовление и обработку металлов (так как правительство опасалось, что эти народы будут изготовлять оружие). Чувашские мастера, сохраняя традицию, для украшений стали использовать монеты. Они пришивались так, что при ходьбе или танце издавали легкий серебряный перезвон.

Тухью одевали девушки, а хушпу носили замужние женщины. В украшении тухьи больше использовался бисер, и у этого головного убора мог быть козырек. В целом тухья напоминает древний военный шлем.
У девушек верховой группы тухья была в виде шапочки, а у низовой — такая же шапочка, но с навершнем (шÿрешке, тăрнашка). В древности в это навершие вставляли яркие перья птиц. Девушки средней группы могли носить тухьи обеих видов. Иногда на тухью завязывали головной убор в виде узкого полотенца. А девушки низовой группы во время свадебных торжеств поверх тухьи одевали длинный белый колпак с вышитыми узорами, кистями. Такой же колпак носили татарские и удмуртские девушки.
Также девушки использовали различные накосные украшения: вплетенные шнурки и ленты, к концам которых крепились бусы, монеты или бисерные кисти. Довольно распространена была небольшая подвеска «хӳре» (хвост), подвязываемая к косе – медные трубочки с плеточками из конского волоса.

Хушпу отличается большим количеством металлических украшений, его носили только с сурпаном. К тому же сзади к хушпу обязательно прикреплялась длинная полоса, украшенная монетами, бусами — хушпу хыçĕ. По своей форме хушпу было разное во всех трех группах чувашей.
Многочисленные металлические украшения и изготовление остова хушпу и тухьи из кожи резко отличало чувашские головные уборы от остальных народов Поволжья. У них остовы женских головных уборов изготавливались в основном из бересты. Ученые считают, что женские и девичьи головные уборы чувашей сохранились с глубокой древности и связаны с культурой Азии и Востока.
Сурпан представляет собой ткань в виде длинного и узкого полотенца, украшенного на концах вышивкой и нашивками. Такой простой, прямоугольный по своей форме, головной убор, вероятно, один из самых древнейших, возникший одновременно с умением человека ткать.
Сурпан был обязательным женским головным убором. По традициям многих народов сразу после свадьбы женщина прятала свои волосы под головным убором, потому что считалось, что женские волосы обладают магической силой, особенно если женщина из другого рода (а невеста обычно всегда была из другой деревни, значит, из другого рода).
В каждой из трех этногрупп чувашей сурпан отличался по своим размерам, украшению и способу закрепления на голове.
У верховых чувашей он был длиной около 1,5 метра, белого или желтоватого цвета. По всем сторонам украшался вышивкой.
Сурпан средних чувашей имел длину около 2 метров, на концах украшался вышивкой и нашивками.
У низовых чувашей он был длиной около 2,5 метров, украшался на концах вышивкой и ткаными узорами (позднее стали пришивать кружева).
Для того чтобы сурпан держался на голове, чуваши верховой группы закрепляли его узким, сплошь вышитым масмаком, а у средней группы масмак был шире и узор вышивался только в середине. Женщины средней, а также низовой групп носили сурпан с хушпу или с пуç тутри, которое представляло собой короткое вышитое полотенце. Среди чувашей средней группы существовал головной убор в виде треугольного платка — чалма.
Зимние шапки женщин мало отличались от мужских шапок. Позднее, к XX веку, женщины стали завязывать шали и теплые платки.
Также о прическах древних хазар можно узнать из этой статьи: http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0202.htm (спасибо нашему читателю за наводку).

Читайте также:  Печка щепочница для палатки

Источники: Чуваши. Этнографические исследования. — Ч.1. — Чебоксары 1956 г.
Чуваши. История и культура. — Чебоксары, 2009 . Т. 1.
Енькка Е. Тӑван ен: Чӑваш халӑхӗн XVI-XIX ӗмӗрсенчи пурлӑхӗпе ӑс-хакӑл культури. — Шупашкар, 2008.

Пенсионерка Матрена Федотовна Федотова из Чебоксар — желанный гость на всех свадьбах. Любит подвыпивший народ ее хлесткие частушки да обрядовые песни. А еще гости всегда обращают внимание на национальный головной убор Матрены Федотовны — хушпу, ведь вместо серебряных украшений к нему пришиты советские копейки.

— Раньше хушпу приходилось брать напрокат у своих знакомых, — рассказывает Матрена Федотовна. — С глубокой старины сохранилась традиция: без хорошего калыма такой головной убор в чужие руки не отдают. Вижу, в копеечку мне влетает аренда хушпу, вот и решила изготовить его своими руками. А где брать монеты? Муж, когда-то работавший инкассатором, подсказал: разменные монеты советских времен за небольшую плату в банке можно выписать.

Так и сделали. И вот в доме скромных чебоксарцев появился тяжелый рюкзак, в котором в засургученных пачках лежала разнокалиберная мелочь. В каждой упаковке — по 5 тысяч однокопеечных монет, двухкопеечных — наполовину меньше. Обошлось сие добро Матрене Федотовне по 50 рублей за пачку, а весил рюкзачок без малого 37 килограммов.

Для хушпу требуются монеты разного формата. Матрена Федотовна подсчитала: в среднем с одной пачки копеек выходит пять головных уборов. Технология изготовления кажется несложной, но работа требует определенной сноровки и большого терпения. Монеты вначале хромируют, затем передают сверловщику, который аккуратно проделывает в них дырочки. Клинообразную основу головного убора раньше делали из толстой кожи, теперь же в дело идет брезент. Монетки пришивают стройными рядками, украшают бусинами. Неделя неспешной работы — и хушпу готов.

Свою продукцию Матрена Федотовна успешно рекламирует и продает на различных праздниках. У чувашских женщин к этому украшению страсть прямо-таки языческая, некоторые, не задумываясь, выкладывают за позвякивающую шапочку всю свою месячную зарплату.

Ссылка на основную публикацию
Хороший шампунь для густых волос
Нужен шампунь делающий волосы ОБЪЕМНЫМИ. С тех пор как переехала в Питер из-за местной воды с любым шампунем волосы быстро...
Фотоэпиляция в домашних условиях отзывы
Пожалуйста, подскажите, кто пользуется домашним фотоэпилятором - нравится ли вам, действительно ли эффективно? На сколько времени избавляет от волос? Или...
Фотоэпиляция принцип действия
Фотоэпиляция — один из способов удаления волос при помощи высокоимпульсного света. Методика основана на том, что пигмент волоса — меланин,...
Хороший шампунь для ослабленных волос
Красота волос – одно из главных достоинств женщины. Ухоженная шевелюра является показателем здоровья, щедрого дара природы. Тонкий стержень не должен...
Adblock detector