Традиционный русский народный костюм женский

Традиционный русский народный костюм женский

Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. В конце концов, это всегда очень красиво и познавательно.

Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях. Красота!

Но, к стыду каждого, мало кто знает историю происхождения русского народного костюма. Что ж, давайте исправим этот факт?

История русского костюма

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;

ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).

Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.

Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:

вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);

для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;

есть известная теория: «Москва – третий Рим»; неудивительно из-за этого, что многие предметы одежды, отдельные элементы, украшения, методики изготовления костюмов были родом из Византийской Империи и, конечно, из близкой к Руси Польши – Речи Посполитой.

Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. Как известно, этот государь очень стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим произвел реформирование не только традиционного жизненного уклада, но и даже посягнул на «святая святых» — на национальный русский костюм. Так, с приходом Петра к власти традиционную русскую одежду могли носить лишь некоторые сословия, преимущественно низкого положения:

Интересно! До петровской реформы существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это и их слуги, и стольники, и многие другие.


С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.

С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:

немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.

Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.

До начала 20 века русский национальный костюм стал по большей части одеждой крестьян. Сегодня национальный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и не носится «в быту». Это негативная тенденция, ведь в странах Азии, например, в Японии, почти все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, юката – летний вариант простого хлопкового кимоно – носят и в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе. В юката можно выйти в город, и это будет выглядеть совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность сохранилась в гораздо меньшей степени.

Женский русский народный костюм

Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой.

Традиционно более популярным и интересным была сарафанная костюмная традиция. Как можно понять, основой костюма служил сарафан – женская одежда, напоминающая платье, но без рукавов. Сохранились следующие варианты кроя русских женских национальных сарафанов:

туникообразный (самый простой и «прямой» вариант сарафана);

косоклинный – с широкой пышной юбкой;

прямой – сарафан, юбка которого представляла собой сшитое по боковому шву полотно ткани с лямками и без лифа;

прямой с лифом на кокетке – очень красивый, нарядный сарафан, который даже называли «полуплатьем», настолько он был эффектным.

Популярны для пошива сарафанов были хлопок, лен, ситец, реже – шерсть. Знать могла позволить себе роскошные ткани типа парчи или шелка. Сарафаны богато декорировались вышивкой, кружевами, пуговицами. Очень красивые и эффектные нарядные сарафаны можно увидеть в разделе «Русские сарафаны».

Под сарафан обязательно надевалась рубаха – главная одежда женщины, которую носили когда угодно, но только не при гостях. Знать могла позволить себе «горничные», то есть домашние, богато украшенные рубахи, которые носились только в горнице.

И крестьянки, и знать носили шубы, душегреи, летники и другую верхнюю одежду. Знать могла позволить себе шубку – облегченный женский вариант шубы с красивым меховым воротником.

Одежда преимущественно шилась из белых и черных, коричневых, желтых, бурых и других тканей. Самым популярным праздничным и нарядным цветом был, конечно, красный – даже свадебные наряды чаще всего шились именно из красных «прекрасных» тканей. И повседневная одежда старательно расшивалась и украшалась. Парадные же наряды могли декорироваться золотыми и серебряными нитями, жемчугом и другими драгоценностями.

Отличительной чертой женского народного костюма было большое разнообразие головных уборов. Например, кроме известного кокошника, существовали сорока, кичка, очипок (свадебный головной убор) и рогатая шапочка-«кичка», или кика, которую могли носить исключительно замужние женщины по праздникам. Кика полностью закрывала волосы, и поэтому очень богато украшалась.

Мужской русский народный костюм

Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.

Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:

Интересно! Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка.

Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Посмотреть на такие можно в разделе «Русские косоворотки», там собраны лучшие образцы традиционной вышивки на мужской национальной одежде.

Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.

Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.

Детский русский народный костюм

Основой детского русского народного костюма также служила рубаха. Причем считалось, что первой рубахой у мальчика должна быть ношеная рубаха отца, у девочки – матери. Визуально детская одежда ничем не отличалась: это были косоворотки с вышивкой.

Читайте также:  Виды красителей для волос и их особенности

Особенности и значение деталей русского костюма

Русский национальный костюм – это по-настоящему колоритный наряд, где каждая деталь имела свое значение.

Костюм никогда не надевался просто так, он был символичен. Вот лишь самые основные значения его основных деталей:

Вышивка служила своего рода оберегом от злых сил, поэтому даже повседневная и траурная одежда обязательно красиво вышивалась. Только вдовьи рубахи и сарафаны не были вышиты.

Интересно, что в вышивке доминировало всегда изображение ромба – оно ассоциировалось у русичей с солнцем и счастьем. Вышивка всегда имела сакральное значение.

Головные уборы для замужних дам и незамужних девиц сильно отличались – например, девушки украшали волосы лентами, обручами, платками, в то время как замужние дамы обязательно полностью закрывали волосы на улице. Кокошник могли носить только замужние женщины на праздник.

Праздничный наряд мог включать до 20 элементов одежды (у женщин), в то время как повседневный – до 7.

Подробнее познакомить с особенностями русского костюма может вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=g_mkyZVpSGE .

Особенности русской одежды по регионам

Русский национальный костюм очень отличался в зависимости от региона. Существовало две основные традиции русского костюма:

Северный. Это традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, роскошные шубы и телогрейки. Это самая известная «версия» русского национального костюма.

Южный. Это, пожалуй, традиционная казачья культура. Например, женщины здесь носили не сарафаны, а поневы – это особые юбки из сукна, хлопка, льна или шелка, которые девица могла надеть только тогда, когда достигла возраста невесты и проходила специальный обряд «вскакивания в поневу».

Интересно, что мужской костюм на севере и юге России был довольно похож, в то время как женский почти полностью отличался.

Любопытные факты про русский костюм:

Сарафан – это не исконно русское, а иранское слово. Означает «полностью одет».

Существовала праздничная, повседневная одежда и одежда для работы, свадебные костюмы, «для кручины» и многие другие. Рубаха специально для жатвы в сезон считалась праздничной.

Новую одежду (из неношеных тканей) ребенок получал, когда ему исполнялось 3 года.

Головной убор обязательно надевали на улицу. Выйти без него аналогично тому, что сегодня появиться на улице мегаполиса голышом.

Русский национальный костюм включал в себя даже убранство волос – например, незамужняя девушка могла носить распущенные волосы и обруч на голове, а замужняя дама обязательно заплетала две косы и надевала головной убор.

Русский колорит мировой моды

Сегодня «Русский след» в мировой моде очень значителен. Он вдохновляет именитых дизайнеров создавать роскошные шедевры высокой моды, возрождать элементы национального русского костюма.

Так, в разные годы к элементам русского стиля обращались:

Джон Гальяно (для Диор; он создал коллекцию «Русский балет», где представил кимоно, выполненное в традиционно русском стиле») и т. д..

Русское культурное наследие, в частности, национальный костюм, вдохновляют западных кутюрье, а современные российские дизайнеры через призму изменчивой моды все чаще стремятся переосмыслить непростую историю своей родины.

Р усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Понева

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Читайте также:  Цвет royal это какой

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Передник

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Русский народный костюм — это неотъемлемая часть нашего наследия, дошедшая до нас через сотни лет. Русский народный костюм должен быть у каждого кто считает себя русским.
Показать полностью…

Русское национальное сетевое СМИ нового поколения. Всё о русском народном костюме и рукоделии — женском народном костюме, мужском и детском костюме — история, выкройки, можно скачать схемы для вышивки русских народных рубах, фото, картинки и видеорепортажи, здесь всегда подскажут где можно купить наряд, где сшить русский национальный костюм.
Присоединяйтесь! А если пригласите друзей — признательности не будет границ

Статьи и книги о народных костюмах разных русских областей. История народного костюма, обрядовая одежда, головные уборы. Научные работы о народном костюме и многое другое.

Выражаем искреннюю благодарность всем людям и сообществам, которые делают перепост с нашей странички, дай Вам Бог! Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ — народное искусство запись закреплена

Народная вышивка Калужского края — одна их ярких страниц в художественной культуре русского народа. Она занимает свое, особое место, являясь одним из немногих «островков» в средней полосе России, где наряду с геометрическим орнаментом, бытовали красочные динамичные, со сложными композициями узоры. Они сохранили до нашего времени элементы древнего народного мировоззрения.
Показать полностью… Расшифровывая образный язык узоров, глубже проникаешь в духовный мир наших предков, постигаешь ту нравственную и эстетическую суть, что составляла основу их жизни.

В Калужском краеведческом музее хранится интересная коллекция местной вышивки, которая начала складываться в конце XIX в. стараниями губернской Ученой Архивной Комиссии. В 1924 г. в музей было передано собрание калужского купца А.А.Рыжичкина, завещанное им родному городу. (До этого сестрой купца был создан естественно-исторический музей «На благое просвещение» и с 1914 по 1920 гг. он был открыт для горожан. Среди предметов старины находились и несколько вышивок).

Необычные узоры местной вышивки привлекали внимание некоторых исследователей края, интеллигенции. Несколько предметов поступили от члена Калужского общества Истории и Древностей врача Ю.А. Вусовича (1882 — 1938), от краеведа Н.М.Маслова (1890 — 1974). В 1920 — 1930-х годах коллекция музея была пополнена в результате этнографических экспедиций исследователя края М.Е.Шереметевой (1886 — 1963). В 1926 — 1927 гг. она проехала по деревням Калужского и Перемышльского уездов, собрала большое количество вышивок, предметов одежды, записала рассказы стариков и местный фольклор.

В 1970 — 1980-е годы экспедиции по области и приобретения через Закупочную комиссию значительно обогатили материал музея. Его сотрудники побывали в различных районах: в 1975 г. — в Барятинском и Кировском, в 1982 — в Ульяновском, в 1984 — в Жиздринском и Перемышльском, в 1985 — в Хвастовичском, в 1988 — в Куйбышевском. Ценность коллекции музея заключается в том, что в ее составе не только отдельные вышивки, но и целые предметы, ею украшенные. Это праздничная женская одежда и обрядовые полотенца, занимавшие особое место в народном укладе жизни и поэтому наиболее ярко сохранившие древние сюжеты вышивки.

Время создания вышивки, хранящейся в музее: XIX — нач. XX вв. — предметы женской одежды и полотенца, 1930 — 1950-е годы — полотенца, а также современные авторские изделия Тарусской фабрики художественной вышивки.

Материал, представленный в каталоге, ранее систематизирован не был. Многие предметы не имели данных о времени и месте создания. Коллекция музея не публиковалась, за исключением небольшого количества предметов в работах М.Е.Шереметевой.

В дополнение к коллекционному материалу привлекались архивные документы, этнографические статьи из «Калужских Губернских Ведомостей» XIX в., публикации местного фольклора, экспедиционные отчеты музея 1970— 1980-х гг.

Читайте также:  Драгоценный камень для козерога женщины

В русском народном костюме важную (подчас главенствующую) роль играло украшение вышивкой. Оно дополнялось ткаными узорами, цветными лентами, сочеталось с фактурой ткани и кроем одежды.

Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлениям наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Поэтому основное значение вышивки в древности — охранительное. Охранительным узором вышивки покрывались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.

Особую обрядовую роль на протяжении всей жизни человека играли полотенца, в бытовании тесно соприкасаясь с костюмом. Когда человек рождался, непременным участником всех связанных с этим обрядов, крестин было полотенце. В свадебном ритуале полотенце также играло ведущую роль. Гроб в могилу опускали тоже на полотенцах. Вышивке в отделке полотенец уделяли большое внимание. Во время засухи, эпидемий все женщины одного селения в течение одного дня ткали и вышивали «обыденное» полотенце («об один день»). По поверьям крестьян оно обладало магической силой и могло отвести бедствие от села.

Символика разнообразных узоров вышивки с древнейших времен имела глубокий смысл. В XIX — нач. XX вв. мастерицы-вышивальщицы не всегда уже могли точно его объяснить, но они помнили благожелательность древних узоров.

В узорах особое значение придавалось солярным знакам — символам солнца. Издавна ими считались круг, прямой четырехконечный крест, круг с радиусами, круг с вписанным в него крестом. Солярные знаки часто вышивались рядом с всадниками, олицетворявшими солнечное божество. Вышивая эти знаки, мастерицы как бы молили солнце послать больше тепла на крестьянские поля, согреть все живое своим светом. Ряд женских фигурок с поднятыми вверх руками — «куколки» — как бы изображал эту мольбу.

Вестниками солнца были многочисленные птицы. В вышивке это «павы» с изящным контуром туловища и пышным хвостом, более скромные петухи и другие изображения.

Различные ромбы были символами плодородия, они как бы изображали крестьянские поля: ромбы с перекрестьем посередине — засеянное поле, ромбы с продленными и загнутыми крюками сторонами — поле, давшее всходы. Такую же символику имел орнамент в виде небольших ростков с завивающимися побегами.

Вышитые на женском костюме, эти узоры несли в себе пожелания счастья и процветания семье, а двуглавая птица на головных уборах была символом пожелания счастливого материнства.

В коллекции музея наиболее полно представлена одежда, бытовавшая на юго-западе Калужского края. Немало вышивки собрано в Перемышльском районе и пригородной зоне Калуги.

Значительное влияние на художественный облик и способы бытования народного костюма даже в пределах небольшой территории оказывали социально-экономические условия. В Калужской губернии в конце XIX в. существовало несколько обособленных районов, состоявших из деревень с единым хозяйственным укладом, устоявшимися чертами жизни. Наиболее известны Гамаюнщина под Калугой и Монастырщина в Перемышльском уезде. Исследователи в 1920-х годах упоминали о районе Низина по реке Жиздре в южной части Козельского уезда и о группе деревень в верховьях рек Болвы и Ветьмы Жиздринского уезда, имевших общие черты быта с белорусским Полесьем. В таких обособленных группах населения дольше сохранялись своеобразные черты народного быта.

Черты городской культуры в традиционный крестьянский уклад жизни вносило отходничество. Крестьяне с поздней осени до начала весны уходили на заработки в крупные города, причем не только в близлежащие Калугу, Тулу, Москву, но и в такие отдаленные, как Петербург, Киев, Одессу, Мелитополь, Ялту.

Трудо судить о вышивке северо-восточной части края, расположенной недалеко от Москвы, где было сильное влияние городского быта. Здесь уже со второй половины XIX в. получил распространение костюм городского типа.

В украшении народной одежды Калужского края XIX — первой четверти XX вв. использовались разнообразные приемы вышивки. Праздничные головные уборы в некоторых местах вышивались золотной нитью. В юго-западной части края предпочтение отдавалось плотной вышивке — «бранье», имитирующей браное ткачество. С конца XIX в. заметное распространение получила вышивка крестиком. Но наиболее красочной, издавна известной населению была цветная перевить — вышивка по продернутому в виде сетки холсту. Ею чаще всего отделывались передники, подолы рубах, почти сплошь расшивались концы полотенец. Этот тип вышивки был наиболее распространен в Перемышльском, Калужском, Медынском, Тарусском и Козельском уездах. В юго-западной части края перевить встречалась реже, в ней преобладал геометрический орнамент. В Бояновичской волости Жиздринского уезда (Хвастовичский район) цветная перевить была очень редка.

Для окраски пряжи и ткани издавна использовались местные натуральные красители. Различные цвета давали настои коры деревьев, листьев, плодов, трав с добавлением хлебного кваса или медного купороса. Темно-малиновый цвет получали из высушенных и измельченных листьев дикой яблони пополам с коноплей. Желтый и зеленоватый цвета давало использование конского щавеля, березовых веток, луковой шелухи. Широко использовалась дубовая, осиновая или ольховая кора. Со второй половины XIX в. натуральные красители начинают заменяться фабричными. Пряжу стали красить в кустарных мастерских-синельнях, существовавших в некоторых селах и городах Калужского края. Здесь же изготовлялся набивной холст для крестьянской одежды. Изделия таких мастерских продавались окрестным крестьянам или на ярмарках, куда съезжались торги торговати, шелка закупати, иголки, булавки, кумачу, китайки.

Так, мастер-красильщик из села Утешево Мещовского уезда Игнатий Иванович Кузнецов, продавая пряжу, окрашенную в красный и синий цвета, имел неплохой по тому времени доход в 300 руб. в год. В 1902 г. он выставлял свою продукцию на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербурге.

В народной одежде и полотенцах Калужского края на протяжении столетий устойчиво сохранялось основное цветовое сочетание: красный, желтый, синий, зеленый (и их оттенки). Лишь в юго-западных районах в отделку вводились черные нитки и ярко-красный цвет иногда приглушался до золотисто-оранжевого.

Женский народный костюм своим покроем, отделкой, цветом и фактурой ткани, способом ношения давал исчерпывающую информацию о возрасте, социальном положении и месте жительства владелицы.

На территории России на протяжении многих веков сформировалось несколько типов национального костюма. В северных и некоторых центральных областях бытовал комплект из сарафана, рубахи и кокошника. К югу от Москвы (в том числе и в Калужском крае) был широко распространен более древний по происхождению комплект из рубахи, юбки-поневы, головного убора «сороки» и передника «занавески».

Важной деталью костюма был пояс, которым подпоясывалась рубаха. Он имел магическую силу, защищая владелицу от злых духов. По народным поверьям, потерять пояс — означало навлечь на себя большие несчастья.

В Калужском крае народный костюм носили в некоторых уездах вплоть до начала XX в. Но узоры вышивки, его украшавшие, крестьянки не забыли и продолжали вышивать на обрядовых полотенцах, традиция изготовления которых сохранялась долгое время.

В музее хранятся шесть полных комплектов женского крестьянского костюма, украшенные вышивкой. В основном же коллекция состоит из отдельных предметов и деталей костюмов — интересных, ярко орнаментированных.

Ссылка на основную публикацию
Тональный крем топ лучших бюджетных
Revlon 24 Hr. Colorstay Тональный крем от Revlon, от 400 руб. Топ недорогих тональных кремов открывает средство от Revlon. Жидкая...
Тесс холидей фото без фотошопа
Полных людей в мире много, и с каждым годом их всё больше — это медицинский факт. Что лучше — бодипозитив...
Тест на идеального парня
Наверняка, тебе уже приходилось замечать, что ты все время влюбляешься в примерно одних тех же мальчиков – будь то самоуверенные...
Тональный крем эсте лаудер 2n1
К двадцатилетию тонального крема Estée Lauder Double Wear была расширена его палитра. Ведущий визажист марки Елена Мотинова рассказывает, как в...
Adblock detector