Третий день свадьбы

Третий день свадьбы

Рубрики

  • История России (143)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (49)
  • История (37)
  • Исторические личности (34)
  • Романовы (25)
  • История храма (14)
  • Известные личности (13)
  • Россия в живописи (7)
  • Архитектура (6)
  • Труд и быт (4)
  • Русская культура (4)
  • Поэзия (130)
  • Духовное (58)
  • Времена года (20)
  • Стихи о танцах (16)
  • О России (16)
  • Женский образ (8)
  • Стихи о матери (7)
  • О природе (2)
  • Живопись (123)
  • пейзажи (82)
  • художники (72)
  • Портреты (53)
  • Женский образ (25)
  • Дети (13)
  • Натюрморты (2)
  • Декоративно — прикладное искусство (96)
  • Народный костюм (68)
  • История вещей (9)
  • Иконы (5)
  • Фарфор (5)
  • Ювелирное искусство (4)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Праздники (84)
  • День Победы (20)
  • Рождество (18)
  • Пасха (17)
  • пасхальные открытки (6)
  • Крещение Господне (5)
  • Троица (4)
  • Благовещение (4)
  • Троица (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Новый Год (3)
  • Вербное воскресенье (2)
  • Русский костюм (76)
  • История костюма (60)
  • Женский костюм (51)
  • Головной убор (19)
  • Мужской костюм (15)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (2)
  • Полезная информация для дневника (75)
  • Рамочки (43)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Духовный мир (38)
  • Истории из жизни (16)
  • Советы (10)
  • Духовные песни (8)
  • Проза (7)
  • Личное (32)
  • Времена года (27)
  • Осень (27)
  • Молитва (23)
  • Пейзажи (21)
  • Музыка (20)
  • Полезная информация (19)
  • Украина (13)
  • Поздравления (13)
  • Клипы (4)
  • История (3)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (1)
  • Ангелы (1)
  • Православие (399)
  • Иконы Божией Матери (83)
  • Притчи (62)
  • Праздничные иконы (51)
  • Поучения (37)
  • Поминовение усопших (35)
  • Иконы святых (29)
  • Храмы, соборы, монастыри (21)
  • Живопись, искусство (19)
  • Проповедь (18)
  • День Ангела, именины (5)
  • Посты (2)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Святые (59)
  • Церковные праздники (106)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Суббота, 24 Ноября 2012 г. 10:48 + в цитатник

Русский свадебный обряд.

Одним из самых важных событий в жизни русской женщины являлась свадьба, к которой она и вся её семья начинали готовиться задолго до самого события.

О свадебных обрядах наших древних предков, и мы имеем в виду действительно древних – тех, кто жил по законам ведического мировоззрения на протяжении нескольких тысячелетий, практически ничего не известно. То, что преподносится нам сейчас, как самая древняя древность, таковой на самом деле не является. Самым известным источником по вопросу свадебных обычаев древних славян является летопись христианского священника Нестора, «Повесть временных лет» 12 века. Он пишет, что обычаи древних славян разнились от племени к племени, и в некоторых племенах практиковалось так называемое «умыкание» – жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении – и многожёнство: «Схожахуся на игрища. и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены…»

Историк Н.М. Карамзин продолжает несторовскую традицию описания, по его оценке, полудиких славян в своей «Истории Государства Российского», Т. 1, гл.3, где рассказывает страшилки о семейной жизни гостеприимных, целомудренных и верных в браке, но не охваченных «благодетельным учением Христианской Веры», недалёких наших предков: «Они считали жён совершенными рабами, во всяком случае, безответными; не дозволяли им ни противоречить себе, ни жаловаться; обременяли их трудами, заботами хозяйственными и воображали, что супруга, умирая вместе с мужем, должна служить ему и на том свете. Сие рабство жён происходило, кажется, оттого, что мужья обыкновенно покупали их…» После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила всё семейство.

Свадебный обряд, который описывают, как «древний русский», сформировался сравнительно недавно – после того, как Руси навязали христианство и постарались выбить из народного обихода как можно больше ведических традиций, к чему последовательно прикладывали руку многие правители России, например лже-Пётр I, старательно насаждавший «прогрессивные» европейские обычаи. Тем не менее, кое-какие «языческие» элементы сохраняются даже в современных свадебных обрядах, например, осыпание зерном, маком или хмелем, перенесение невесты через порог, связывание рук жениха и невесты полотенцем и другие. До нас дошли и такие обряды. Считалось, что для сохранения единства семьи, нужно положить под порог дома разомкнутый замок в то время, когда жениха с невестой выводили из церкви. Когда они перешагивали через порог, замок тотчас поднимали и закрывали, а ключ бросали в реку или колодец, чтобы муж и жена жили в радости и согласии и никогда не расставались.

Чтобы уберечь невесту от порчи и дурного сглаза, в подол её платья, в рубашку, в ворот закалывали безухие иглы, безголовые булавки, тело обёртывали обрывками мережек. Всё это делалось для того, чтобы молодых в день свадьбы не «испортили». Считалось, что никакому знахарю невозможно испортить человека, если у него есть безухие и безголовые иглы и булавки. Для этой же цели в косяк входной двери вбивали крест накрест гвозди или большие иглы, а талию невесты обвязывали шерстяной ниткой; кроме того надёжной защитой от измен и обманов считались стежки на ночной сорочке, сделанные самой невестой вручную.

После христианизации, молодых на Руси было принято женить в раннем возрасте, начиная с 12 лет. При этом решение о браке принималось родителями, а детям сообщалось об этом решении незадолго до свадьбы. Однако в некоторых регионах допускалось и другое поведение. Приглядевший невесту парень должен был сказать об этом своему отцу. Если он получал одобрение, то в дом девушки направляли двух сватов с хлебом.

В средние века свадьбы на Руси справлялись по такому плану: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп, венчание, гуляние, свадебный пир. Каждый этап свадебного обряда включал в себя множество обрядовых действий невесты, жениха, дружки, дружка, будущей тёщи и других участников, а также обрядовые песни, причёты и разные формальные процедуры. Обряды символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Невеста как бы «умирала» для свого рода (отсюда и вытие, и причитание) и «рождалась» в другом роду.

Сватовство предварял сбор сведений о невесте – «выясняли породу». Первый день сватовства назначали, если полученная информация удовлетворяла семью жениха. Сватали обычно родственники жениха – отец, брат и т.д., реже – мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты. Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Текст мог быть таким: У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек? Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки.

Чаще всего в роли сватов выступали специально нанятые свахи, иногда родственники жениха, это мог быть отец, крёстный, крёстная, дядя. В их обязанности входило не только само сватовство, но и нередко выбор самой невесты из подходящих кандидатур. Они должны были разузнавать о том, какое приданое даётся за невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности об облике и характере невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы.

Читайте также:  Как заплетать рыбий хвост поэтапно

Через смотрины должна была пройти каждая невеста, какими бы благоприятными ни были собранные о ней сведения. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем. Девушку выводили на середину комнаты и предлагали совершить различные действия: пройтись перед лавкой, где сидели сваты, приподнять поочередно обе руки, снять с головы платок и т.д. При таком пристальном осмотре были видны все физические изъяны. По окончании смотрин ждали решения жениха. Если невеста устраивала, договаривались о дальнейших действиях. Или смотрители выходили на крыльцо для совещания. Потом жених возвращался, и мать девушки подносила ему стакан мёда. Если парень выпивал весь стакан – жди сватов. Если подносил ко рту и тут же ставил на стол – не бывать свадьбе.

Также «смотрели» и хозяйство жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху. Но, если родители невесты оставались довольны результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, то они назначали день публичного сватовства – рукобитья.

В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» – от слова «петь», «заручины», «запоруки» – от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты). Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства. «Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.

На «сговоре» гостям ставилось угощение, родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родных жениха), приданом и т.д. Также при рукобитии распределяли свадебные чины – роли, распределяемые между гостями на свадьбе. В заключении, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Всё это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда – до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных – каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т.д.), пели и плясали. На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причётами невесты, в том числе и приезд жениха.

Вытие – свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его – показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей и проводила всё время перед свадьбой «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжёлым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. На невесту надевали что-то вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Такой обряд назывался завешиванием.

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») – расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождалось «прощаньем с красной красотой».

«Красная красота» – лента или ленты, вплетённые в косу девушки. Но сначала подруги плели ей косу в последний раз, заплетая в неё косник – расшитую жемчугом и бисером ленту. Далее, причитая и плача, подруги в последний раз расплетали девичью косу, а косник невеста передавала младшей сестрёнке или незамужней подружке. На девичник во всём доме развешивали рукотворные творения невесты, что она успела сделать в девичестве. Это были рушники и салфетки, вышитые невестой, рубахи и платья, домотканые коврики. Всё то, что она научилась делать за свою жизнь.

Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. Знахарка читала в бане невесте заговоры от измены. Её парили и несколько раз окатывали водой. Последнюю воду после невесты собирали в маленькую ёмкость, чтобы на свадьбе подлить жениху в питьё. Это был заговор от измены и на любовь.

Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходило следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу. Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд с бубенцами. Колокольцы и бубенцы – не просто украшение свадебного поезда. Они не только придавали праздничность всей процессии, но и оберегали её. «Звенят колокольчики – не пристанет злая сила, злой глаз, злой промысел».

Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни. Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т.п. Выкупать может как сам жених, так и дружка. Выкупалась и невеста. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей. Иногда имел место «обман» жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.

Здесь используется ещё один обряд – подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т.д.

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу вывернутую мехом наружу. Шкура животного выполняла функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

После венчания невеста причитать перестаёт. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправлялись за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир. Во время пира пели величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку. Пир мог длиться два или три дня. На второй день пир продолжался в доме невесты. Если пировали три дня, на третий снова возвращались к жениху.

«Укладывание» и «бужение» молодых

Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» – сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда – спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты – рубашку или простыню со следами крови. В других местах о «чести» невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и т.д.

Читайте также:  Женская сумочка из кожи своими руками

Второй день свадьбы

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Например, хождение «молодухи» за водой с двумя вёслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна – молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями. В этот же день жених приезжал к тёще. Она его угощала специально приготовленной едой (блинами, яичницей и др.). Тарелка накрывалась платком, а зять привозил ей подарок-выкуп платка.

Третий день свадьбы

Свадьбу заканчивали праздновать в доме молодого мужа на третий день. В этот день сватов «выгоняли » из дома, родственники мужа били горшки о дверь, сваты пели и плясали на лавках. У порога дома молодого мужа в последний день празднования свадьбы забивали кол, символизируя завершение пиров и гуляний.

Рубрики: Русский костюм/Свадебный костюм
Русский костюм/История костюма
Декоративно — прикладное искусство/Народный костюм

Метки: русский костюм русский свадебный обряд история

Процитировано 15 раз
Понравилось: 7 пользователям

Третий день свадьбы

Третий день посвящался «отводинам», «отгосткам» (то есть молодожёны ходили в гости), и в первую очередь – к тёще. Затем ко всем остальным, кто их приглашал – им молодые вручали «отдарки за подарки».

Послесвадебные посиделки у тёщи называли «хлебины», «блины», реже встречается название «похмельный день» (слово связано с тем, что когда не было дрожжей, тесто ставили на хмелине).

В гости к родителям жены ехали в таком порядке: новобрачные, свёкор и свекровь, затем остальная родня. Холостые люди на встрече не присутствовали.

Тёща угощала зятя блинами и яичницей – это центральное событие «хлебин». Блины – ритуальная еда, которой всегда угощают людей родных, но находящихся на «том свете». Таков и зять – вроде бы родственник, но живёт в другом доме – всё равно, что в другом мире. Первый блин молодой человек не съедал. На Русском Севере он по своей воле брал сразу второй блин, а во Владимирской губернии жена старалась выхватить первый блин, что сулило ей обретение значимости в семейной жизни.

Съев кушанье, зять обычно разбивал посуду о пол. После этого тёща причесывала зятя, немного смазывая его голову маслом, приговаривая: «Баран, баран, не ходи по чужим дворам, люби свою ярочку!».

Далее начиналось застолье.

Гостить у тёщи могли не один, а несколько дней, бывало, и по две недели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

«Она эту юбку третий день носит!»

«Она эту юбку третий день носит!» Отдых, на мой взгляд, очень легко довести до абсурда. Достаточно отдыхать столько, сколько отдыхали в этом году мои дети. Но им и их маме вся эта ситуация не кажется абсурдной, конечно.Они говорят, что на это время пришлось очень уж много

После свадьбы

После свадьбы Не стыдно и не вредно не знать, всего знать никто не может. А стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь. Л. Н. Толстой Экспертиза тупой травмы в условиях неочевидности часто представляет известные трудности для судебных медиков. В окружающем

Третий день

Третий день Третий день процесса. Иностранные журналисты обсуждают с жаром вопрос о том, что до сих пор советские свидетели против Кравченко не прибыли в Париж. Некоторые осведомленные люди говорят, что они и не придут. Другие считают, что они поедут в последнюю

Двадцать третий день

Двадцать третий день Заседание в среду, 16 марта, началось в 1 ч. 45 мин. Мэтр Блюмель, третий адвокат «Л. Ф.», продолжает свою речь, начатую накануне.Он опять возвращается к советско-германскому пакту, старается его оправдать с точки зрения СССР (что не трудно) и с точки

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ИЗБИЕНИЕ

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ИЗБИЕНИЕ I Те, что спят, и тот, кто не дремлет В эту ночь, с 3 на 4 декабря, когда все мы, уставшие до изнеможения, готовые к самому худшему, спали сном праведников, в Елисейском дворце не смыкали глаз. Там царила бессонница, порожденная бесчестными замыслами. Около

Свадьбы в императорской семье

Свадьбы в императорской семье Дети рано или поздно вырастают и начинают жить своей жизнью. Таким рубежным моментом для царских детей становились женитьба или замужество, очень важное событие в жизни не только императорской семьи, но и всего «большого света». В этом

Свадьбы в балладах

Свадьбы в балладах Говоря о свадьбах, нельзя не рассмотреть отражение этой темы в устном народном творчестве. Любовь и смерть в балладах переплетены так тесно, что брачное ложе имеет все шансы превратиться в смертный одр. Героиня баллады Чайлда «Прекрасная Дженет» («Fair

День третий

День третий Погода сегодня как будто не обещает козней.Утром уходим колонной. На пустыре нас встречают снежные бугры. Они, как дюны, продолговатой формы. Кругом уже успели настрочить куропатки. Здесь сворачиваем на дорогу, ведущую к буровой. Её недавно проторило

II. СВАДЬБЫ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЕ

II. СВАДЬБЫ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЕ СКУДНОСТЬ ПРЕДАНИЙ О СТАРИННЫХ СВАДЬБАХМы совершенно лишены сведений о старинных свадьбах, отправлявшихся в простом и дворянском сословиях. Кое-где говорится о них иностранными писателями, не прежде XVII ст., и то с большими пропусками,

III. СВАДЬБЫ ЦАРСКИЕ

III. СВАДЬБЫ ЦАРСКИЕ

Свадьбы принцесс

Свадьбы принцесс Церемонии помолвки и свадьбы принцессы чаще всего происходили в один и тот же день. Обряд бракосочетания совершал шейх-уль-ислам (глава всех османских мусульман). Представителем жениха был великий визирь или, в случае его отсутствия, его помощник. В

ГЛАВА 3 «В день свадьбы»: новое в брачном обряде

ГЛАВА 3 «В день свадьбы»: новое в брачном обряде Любую историческую эпоху отражает особый лексикон, по которому она узнается потомками. 1950–1960-е годы в сфере обыденного сознания прочно ассоциируются прежде всего с перлами Н.С. Хрущева: «кузькина мать», «пидарасы

Глава 1. Распорядок свадьбы

Глава 1. Распорядок свадьбы Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. А. С. Пушкин Русская свадьба – сложное, но интересное празднество, наполненное глубоким смыслом. Большое количество обрядов исторически составляло уникальную систему, в

Глава 5. Ход свадьбы

Глава 5. Ход свадьбы Когда позади оставались пресвадебные ритуалы и подготовка всего необходимого для торжества, наконец-то наступала пора бракосочетания! Нескольких праздничных дней, которые окончательно и бесповоротно изменяли судьбу жениха и невесты, а также жизнь

Второй день свадьбы

Второй день свадьбы Утром молодых вели в баню (которую заранее приготовила «посаженная чета»), либо мыли отдельно (муж вместе с мужской «половиной» свадебной четы; жена – вместе с женской).День был посвящён ряжению.Проходили «Поиски ярочки» (слово «ярка» в русском языке

Ф.В. Ростопчин Последний день жизни Императрицы Екатерины Второй и первый день царствования Императора Павла Первого

Ф.В. Ростопчин Последний день жизни Императрицы Екатерины Второй и первый день царствования Императора Павла Первого Художник В. ДиккинсонBсe окружавшие императрицу Екатерину уверены до сих пор, что происшествия во время пребывания шведского короля в С.-Петербурге –

Очевидно, что подготовка к бракосочетанию требует не только больших финансовых, но и временных затрат. Торжество нужно организовать, — договориться с фотографом и видеооператором, заказать банкетный зал, автомобили, подготовить наряды. Конечно, все эти вопросы решаются далеко не в последний момент, а за несколько месяцев до бракосочетания, но и за пару дней до события хлопот хватает. Даже отдохнуть и расслабиться перед днем росписи, когда пара сутки будет на ногах, тоже необходимо. Именно поэтому большинство женихов и невест желают получить 3 дня на свадьбу по трудовому кодексу.

Читайте также:  Фото красивых женщин без белья

Пользуемся тем, что дают

Даже несмотря на то, что в большинстве случаев такой отпуск не оплачивается, воспользоваться им желают и пары, у которых запланирована лишь официальная процедура регистрации отношений – побыть вместе еще в незамужнем статусе-то всем хочется!

Правовое регулирование предоставления «свадебных каникул»

Сама возможность получения отгулов зафиксирована в ст. 128 Трудового кодекса РФ, правда, данная норма четко не урегулировала точное число нерабочих дней, на которые может претендовать работник.

Указано только, что отпуск по семейным обстоятельствам (а именно так он и называется) в случае рождения ребенка, регистрации брака или организации похорон близких родственников может предоставляться трудящемуся на срок от 1 до 5 дней в течение 1-го календарного года.

Отсутствие точных формулировок и ссылки профильного закона на мнение работодателя в этом вопросе, дают возможность последнему злоупотреблять своими возможностями, ограничивая права персонала. Тем не менее, интересы трудящихся призван защитить специальный орган – профсоюз (если, конечно, таковой создан и действует на вашем предприятии).

Дополнительно объем отгулов по семейным обстоятельствам может быть прописан в коллективном договоре – соглашении между работодателям и представителями профсоюза предприятия, которое как раз и призвано урегулировать и конкретизировать «непонятные» моменты в трудовом законодательстве. Обычно, в этом документе закреплены именно три дня на свадьбу. По закону такие отгулы могут быть предоставлены (но это не обязанность работодателя) по заявлению трудящегося, а вот коллективный договор расширяет права персонала, хотя бы тем, что не дает возможности администрации манипулировать неточностями правовых норм.

Ознакомиться с соглашением можно в отделе кадров предприятия.

Как получить 3 выходных, будут ли они оплачены

В соответствии с указанной статьей, отгулы предоставляются по заявлению работника. Как правило, этот документ подается за 2 недели до планируемого отпуска, регистрируется в канцелярии компании или у секретаря, а затем визируется директором.

Примечательно, что сотрудник не имеет права уходить в отпуск до тех пор, пока не будет ознакомлен с соответствующим приказом, поскольку пока администрация вас не отпустит, издав нужный документ, покидать рабочее место без уважительной и документально подтвержденной причины отсутствия вы не имеете права, — следует помнить, что игнорирование трудовых обязанностей в течение 3-х часов считается прогулом и карается увольнением, согласно ст. 81 ТК РФ. Освобождение занимаемой должности по такой статье не дает права на получение пособия по безработице и создает значительные трудности при дальнейшем трудоустройстве.

Дни отпуска в связи со свадьбой по закону не оплачиваются, однако, в коллективном договоре этот вопрос может быть дополнительно урегулирован. На многих предприятиях администрация ищет компромисс с сотрудниками, соглашаясь оплачивать отпуск по семейным обстоятельствам, который не будет длиться больше 2-3 дней в течение календарного года. Лучше уточнить этот момент, ознакомившись с соглашением лично.

Если молодым нужно больше времени на подготовку к торжеству, нежели 3 дня, то можно попробовать «забрать» все 5 дней. Только нужно помнить, что если у вас в течение года еще случаться приятные или трагические события в семье, претендовать на дополнительные отгулы будет невозможно (разве что работодатель вас отпустит по доброй воле).

Заполняем заявление

Законодательство не предусматривает специального бланка заявления на отпуск по случаю бракосочетания. Допускается свободное изложение, но правила оформления официальных бланков должны быть соблюдены.

В правом верхнем углу указывается должность и имя работодателя. Затем прописываются данные составителя документа (фамилия, имя, отчество, должность). В центре указывается название документа — заявление.

В основном тексте указывают:

  • просьба предоставить отгул, то есть дни без сохранения заработка;
  • количество требуемых дней;
  • дни окончания и начала запрашиваемого периода;
  • основания для отгула.

Внизу указывается дата документа, указывает фамилию и инициалы, ставит собственноручно подпись.

Директору ООО «Крокс»
Петрову Сергею Сергеевичу
от инженера
Соколова Алексея Ивановича

Прошу предоставить мне отпуск с 10 августа 2019 года на 3 (три) календарных дня без сохранения заработной платы в связи с моим бракосочетанием, которое состоится 11 августа 2017 года.
Основание: статья 28 Трудового Кодекса РФ.

Хотя согласие руководства организации в данном случае не обязательно, всё же желательно получить соответствующую разрешительную визу и передать документ в кадровую структуру для оформления приказа.

В заявлении обязательно должна быть указана причина с формулировкой «на бракосочетание». При иных причинах (семейные, личные) руководство может отказать в предоставлении отгула.

Отдых предоставляется по причине конкретного события, указываемого в заявлении. В связи с этим работодатель может потребовать предоставить подтверждающий документ — свидетельства о браке (ФЗ РФ №143 от 15.11.1997). В момент подачи заявления сотрудник имеет право не предоставлять подтверждающих документов, но обязательно передать в отдел кадров после бракосочетания копию свидетельства.

Могут ли отказать в предоставлении отпуска

Несмотря на то, что неоплачиваемый отгул предоставляется сотруднику только при согласии администрации, в случае с бракосочетанием право работника на неоплачиваемые дни подтверждены ТК РФ (ст. 128). Руководство не имеет права препятствовать в получении работником отгула за собственный счет. Он может подать документы и не выходить на рабочее место в выбранный им день. В данном случае организация не имеет основания для увольнения работника за прогулы.

Часто в организациях подписывается коллективный договор, в котором прописаны условия предоставления неоплачиваемых отгулов и их количество.

Иногда если между администрацией предприятия и представителями коллектива не был заключен коллективный договор, работодатель может и отказать подчиненному в предоставлении отпуска на свадьбу. По трудовому кодексу, это решение принимается администрацией, которое может найти 1000 причин, чтобы испортить жизнь подчиненному.

Что делать в этом случае:

  • подать заявление на предоставление нерабочих дней со ссылкой на ст. 128 ТК РФ и конкретные положения коллективного договора. Документ нужно обязательно зарегистрировать, даже если в разговоре с начальником вы получили отказ;
  • приложить справку из ЗАГСа о готовящемся мероприятии (как правило, ее не требуют, если отношения с работодателем «сложились». В противном случае, подтверждение фактов, изложенным в заявлении, следует предоставить);
  • получить официальный отказ администрации компании. Как и приказ о предоставлении отгулов, документ должен быть составлен не позднее 3-х дней со дня подачи вами соответствующего заявления;
  • подать жалобу в инспекцию труда по юридическому адресу предприятия или, непосредственно, в суд.

Стоит ли прибегать к помощи адвоката

В ряде случаев отказ в предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам не стоит того, чтобы портить отношения с руководством, да еще и тратиться на услуги правозащитника, если конечно, речь не идет о жизненной необходимости, а заявитель – не слишком принципиальный человек. Даже если суд и признает ваши права ущемленными, все, на что вы можете претендовать – это денежная компенсация за неиспользованные отгулы и возмещение морального вреда. Все равно разбирательство закончится задолго после того, как вы отгуляете свадьбу, поэтому время будет упущено. Соразмерна ли правда таким путем потраченным нервам и деньгам, — решать вам, но на снисходительное отношение администрации можно не рассчитывать.

Отпуск на работе на свадьбу можно и нужно требовать, но лучше попробовать договориться. Если на работе действительно завал, то стоит пойти на компромисс и без боя получить 1-2 дня, не портя отношения с администрацией. Тем более, что вы не можете предвидеть, что в текущем году вам действительно срочно не понадобится отпуск по семейным обстоятельствам. Даже будучи «до последнего» на работе, свадьбу можно «пережить».

Ссылка на основную публикацию
Трейдинг зон лица
История метода Еще в древние времена Востоке был изобретен метод удаления нежелательных волос с помощью нити, в наше время получивший...
Тональный крем топ лучших бюджетных
Revlon 24 Hr. Colorstay Тональный крем от Revlon, от 400 руб. Топ недорогих тональных кремов открывает средство от Revlon. Жидкая...
Тональный крем эсте лаудер 2n1
К двадцатилетию тонального крема Estée Lauder Double Wear была расширена его палитра. Ведущий визажист марки Елена Мотинова рассказывает, как в...
Трафарет для бровей распечатать шаблон
Косметическая индустрия придумала множество способов и инструментов, которые предназначены для создания идеальной формы бровей в домашних условиях в самый короткий...
Adblock detector