Украшения древних греков

Украшения древних греков

Украшения Древней Греции и Рима

Древняя Эллада была настоящей колыбелью европейской культуры. Ее горы, острова, море выпестовали замечательный и талантливый народ — древних греков, стиль жизни которых был настолько совершенен и чист, что он стал базой и для римской культуры. Почти две тысячи лет спустя греческие каноны красоты и архитектурные пропорции повлияли и на искусство итальянского ренессанса, а после раскопок в XVIII веке в Помпеях и Геркулануме греко-римская античная цивилизация стала направляющей силой и для стиля Людовика XVI, или, как его еще именуют, «неоклассицизма».

Гений греков смог всему дать гармонию. Гармонию пропорций, форм, цвета материала — оттого никогда мы не смогли превзойти совершенства греческой скульптуры, созданной в VI веке до нашей эры, никогда не смогли придумать более безупречной людской красоты, чем классическая греческая. А в трудные минуты человечество всегда возвращается именно к формам греческой классической архитектуры, перерабатывая ее по мере надобности, будь то Флоренция эпохи Кватроченто, наполеоновская Флоренция или сталинская Россия.

Тело и его нагота играли главенствующую роль в греческом костюме и модах как таковых. И при всем разнообразии их форм в различных частях Эллады женщины и мужчины старались показать всю пропорциональную красоту человеческого тела. Греки занимались спортом с детских лет, изобрели Олимпийские игры, обладали недюжинным здоровьем и в одежде предпочитали несшитые драпировки из шерсти и льна. Женские хитоны и дельфосы часто плиссировались вручную и назывались в таком случае «ионическими». Отсутствие нижних одежд компенсировалось поясами, помогающими драпировать фигуру в очень привлекательной манере.

Крепление же хитонов на плечах делалось с помощью фибул — маленьких ювелирных брошек и металла, чаще всего бронзы, серебра и особенно часто — золота, самого любимого греческого ювелирного материала. Греки сжигали покойных. Оттого бессмысленно было бы надеяться на археологические находки тканей или деталей костюмов. Но так как Древняя Греция простирала свои владения и колонии от Колхиды до Апеннин, а также по всему побережью современной Турции, то вскрытие кладов дает нам обильный материал к изучению и эстетическому восприятию древнегреческих украшений.

Гречанки были большими кокетками. Они носили длинные волосы, завязанные на затылке в пучок — «греческий узел» и украшали прическу ювелирными изделиями: так изобрели диадемы, не вышедшие из моды и по сей день, особенно на конкурсах красоты. Сетки на пучки и шпильки с ювелирными золотыми головками в волосах — вот лишь начало перечня греческих украшений. В плане техники работы греки более всего любили филигрань с вкраплениями стеклянной цветной смальты и, иногда, мелкого жемчуга.

Особенно популярны у гречанок были свадебные золотые короны — венки, составленные из мелких дубовых и лавровых листочков, часто с изображением крылатой богини Ники посередине. Величайший греческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» неоднократно упоминает роскошь греческих золотых ювелирных украшений. Изумительные сережки, чаще всего в форме подвесок, имитировали греческие амфоры в миниатюре, вездесущую крылатую «Нику», голову Афродиты, малюсенькую колесницу Зевса и так далее. Особенность греческих серег составляют, безусловно, маленькие цепочки с миниатюрными колокольчиками, которые нежным перезвоном своим сообщали о приближении их обладательницы.

Читайте также:  Как правильно кроить юбку

Замечательны ожерелья — чаще всего из золота, а иногда и в виде ниток бус агата, халцедона или аметиста. Популярны были золотые ожерелья в форме головы Афродиты, дельфинов, листа Аканта или пальметты. Их мы находим и среди сокровищ лидийского царя, и у скифов, и у финикийцев, а позднее и у древних римлян, собиравших с большим воодушевлением старинные греческие украшения. Многие музеи мира могут сегодня похвастаться чудесными греческими ювелирными коллекциями. Среди них Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже, Метрополитен в Нью-Йорке и Эрмитаж в Петербурге.

Так как женщины часто обнажали руки в драпированных хитонах и пеплосах, то роль браслетов, особенно носимых у плеча, была огромной. Эту моду затем повторили наполеоновские жеманницы, и в таком виде они запечатлены на полотнах Давида, Энгра или Фюсли. Часто браслеты имели форму змеи — самой сексуальной из всех земных тварей. Хороши также кольца и перстни. Последние были в большом ходу у мужчин, особенно украшенные геммами перстни-печатки с вырезанными на агате, сердолике, халцедоне или аметисте изображениями сцен из жизни богов на Олимпе. Мужчины любили также фибулы, но чаще всего в креплении военных плащей, что известно по изображениям Александра Македонского.

Римские украшения были гораздо более эклектичными и разностильными. Их владения включали гораздо более обширные пространства, чем греческие. И после расправы с Карфагеном римляне облюбовали весь север Африки, Ближний Восток с богатейшей Пальмирой, французские, испанские берега и даже юг Англии. Иностранные рабы, строившие вечный город Рим, привезли с собой новые техники исполнения и вкусы с характерным ароматом восточной неги и роскоши. Если республиканский Рим был ещё достаточно спартанским, то императорский — погряз в разврате и удовольствиях. Хотя мода и сохранила элементы греческих драпировок, все же она стала достаточно вызывающей. Прозрачные шелка доставлялись с караванами из Китая и ценились на вес золота, новые красители внесли яркость в цветовую палитру. А главное, безудержные в еде, римляне не обладали эллинистическим обликом и были склонны к полноте, оттого римские матроны любили крупные украшения.

Новинкой стали крупные нити индийского и цейлонского жемчуга, тяжелые золотые цепочки, крупные аметистовые серьги и подвески в виде кулонов — буллы. Обилие золота в Риме было сказочным. Согласно легендам император Нерон сжег Рим, чтобы собрать золото в домах и пепелищах погорельцев.

Главным изобретением римлян и их истинным детищем были камеи. Известны и более древние, греческие камеи, но римляне дали им новую художественную жизнь. Профили императоров, военные сцены, Леды с лебедями, Амуры, Афины, Психеи и горгоны Медузы были излюбленными сюжетами на этих уникальных миниатюрах в драгоценных оправах. Чаще всего для камей использовались сардоникс, гиацинт, сердолик и оникс. От размера, рисунка и изящества изделия зависела цена этих резных совершенств. Как правило, в камеях фигуры остаются из светлого слоя камня, а для фона подбирается более темный контрастный тон, для большей выразительности. Качественные римские камеи прозрачнее всех, и они использовались в перстнях, фибулах, брошах и в ожерельях. Итальянцы очень увлекались их коллекционированием и после падения Рима от рук варваров, уже в эпоху Ренессанса. В России любовь к камеям, в частности древнеримским, была огромна.

Читайте также:  Институты с обменом студентов

Виною тому была матушка-императрица Екатерина Великая, скупившая через своих послов крупные европейские коллекции герцога Орлеанского, лорда Беверли и Казановы. Все они были доставлены в Петербург — Северную Пальмиру — и теперь хранятся в Эрмитаже.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Брошь-фибула
2400 — 2300 до нашей эры.
Золото.Из шлимановских раскопок. "Сокровища царя Приама"


Кубок
Изготовлен из единого куска золота.
2400 — 2300 до нашей эры.
Золото.Из шлимановских раскопок. "Сокровища царя Приама"

Кубок с чеканными гранями.
Изготовлен из единого куска золота.
2400 — 2300 до нашей эры.
Золото.Из шлимановских раскопок. "Сокровища царя Приама"

Сферический сосуд
2400 — 2300 до нашей эры.
Золото.Из шлимановских раскопок. "Сокровища царя Приама"

Булавка.
Золото, филигрань.
2400 — 2300 до нашей эры.
Из шлимановских раскопок. "Сокровища царя Приама"

Большая диадема, серьги
2400 — 2300 до нашей эры.
.Из шлимановских раскопок. "Сокровища царя Приама"

Украшение, собранное из различных деталей
5-3 век до н.э.
Золото, стекло, сердолик, фаянс.

Амфора-ритон.
4 век до н.э.
Золото, чеканка

Диадема с украшениями в виде дубовых листьев.
4 век до н.э.
Листовое золото, проволока.

Древние греки всегда славились своим особым отношением к ювелирным украшениям и всему, что с ними связано. Можно смело сказать, что они были истинными ценителями красоты, что проявлялось во многих сферах их жизнедеятельности. Прекрасным свидетельством являются многочисленные археологические находки и множество письменных источников, которые сохранились по сей день.

Благодаря этому, можно с уверенностью утверждать, что в мастерстве изготовления ювелирных украшений греки достигли невероятных высот.

Эллины всегда отличались своим особым отношением к ювелирному искусству. Они любили драгоценности и носили их с огромным удовольствием. Что примечательно, в те времена злоупотреблять украшениями не рекомендовалось. Это осуждалось обществом и всячески порицалось. Даже больше, до определенного времени на территории Греции действовал закон, который напоминал жителям о том, что в ношении украшений следует знать меру. Но это касалось лишь повседневной жизни. На официальных мероприятиях модники имели полное право украшать себя так, как им вздумается. Это был прекрасный повод щегольнуть своим богатством, которым все активно пользовались.

Проходило время, старые законы постепенно утрачивали силу, и все больше жителей Греции открыто демонстрировало окружающим всевозможные украшения, изготовленные искусными мастерами тех времен. Тогда украшательством занимались не только женщины, но и мужчины. Они носили драгоценные пряжки, фибулы, перстни и броши. Но, как и сейчас, особого внимания заслуживало разнообразие украшений, которые надевали женщины. В те времена большой популярностью пользовались драгоценные заколки и сетки для волос, шпильки и диадемы. Некоторые из них представляли собой воистину шедевры ювелирного искусства. Поражало разнообразие шейных украшений. Им придавали формы амфор, животных, украшали ликами богов.

Читайте также:  Стихотворение на день рождения брату от сестренки

Традиционные греческие серьги представляли собой конструкцию из узорчатого диска с инкрустацией, дополненного изящными подвесками. Малейшее движение и подвески издавали нежный мелодичный звон. В моде были браслеты, которыми украшали не только запястья, но и лодыжки. Они были довольно разнообразны. Нити из жемчуга, причудливые переплетения проволок, многообразие изображений и узоров – бесконечный простор для фантазии.

Древнегреческие ювелиры отличались не только богатой фантазией, но и редкостным мастерством. Они создавали изысканные украшения. Многие изделия украшал ажурный узор, выполненный тонкими золотыми нитями и различными металлическими сплавами. Для изготовления подобных украшений была создана специальная техника. Мастера использовали филигрань с вкраплением мелкого жемчуга и стеклянной смальты, окрашенной в разные цвета.

В Греции большинство украшений покрывалось орнаментом, преимущественно растительным. Крохотные листочки, бутоны, цветы — изготовленное с должным мастерством, выглядело это удивительно. Помимо этого, на многих изделиях вырезались птицы, животные, насекомые. Древнегреческие мастера использовали не только металлы, но и драгоценные камни, создавая причудливые композиции – настоящие произведения искусства.

Стоимость напрямую зависела от изящества и тонкости работы. Поэтому самые прекрасные изделия украшали представителей знати, являясь ярким свидетелем их статуса. В те времена золото было в цене. Считалось, что оно обладает удивительными магическими свойствами. Неудивительно, что его было принято дарить на свадьбу или торжество, устроенное в честь рождения ребенка. Часто украшения из золота находили последний приют в могилах своих владельцев, оберегая их от злых духов.

Границы греческой цивилизации постепенно расширялись. Соприкасаясь с традициями и обычаями других народов, их ювелирное мастерство менялось и развивалось. Безусловно, чужеземные культуры значительно повлияли на искусство греков. Вместе с этим, греческие украшения проникли в другие государства. С течением времени изящные драгоценности мастеров Древней Греции можно было встретить в любом уголке земного шара.
Сегодня каждый, кто хочет подробно рассмотреть произведения ювелирного искусства тех лет, имеет такую возможность. Благодаря многочисленным археологическим раскопкам было найдено немало уникальных образцов. Это позволило проследить путь развития ювелирного мастерства Греции и узнать об используемых техниках и материалах

Многие крупные музеи мира могут похвастаться богатыми коллекциями древнегреческих украшений. Например, Эрмитаж, расположенный в Санкт-Петербурге. Самые интересные образцы выставлены в многочисленных археологических и исторических музеях Греции: Национальный археологический музей, Византийский музей, музей Бенаки и многие другие.

Ссылка на основную публикацию
Украшение больших помещений к новому году
Ознакомьтесь с современными, простыми и шикарными дизайнерскими идеями того, как украсить комнату в доме или квартире на Новый год 2019...
Увеличение губ филорга отзывы
27 июня 2019 г. 6 минут на чтение Филлер Filorga (Филорга) – это инновационный препарат последнего поколения, предназначенный для выполнения...
Увеличение губ чем лучше делать
С целью изменить форму губ, придать им объема и яркости, используются специальные препараты для их увеличения и заполнения пустот. Это...
Украсить платье блестками
Первый прототип пайетки, который представлял собой тонкую металлическую пластину, использовался человеком более 4, 5 лет назад. Пайетки делали как из...
Adblock detector